Краткий обзор украинской политической истории До 1990 года Украина была в десятке наиболее экономически развитых стран Европы.

За почти 30-летний период «рыночной» экономики и либеральной демократии Украина прочно обосновалась в числе наиболее отсталых европейских государств с неэффективной системой государственного управления и приобретенными за это время трудноразрешимыми культурно-религиозными и социально-политическими проблемами.

Кроме того, из полноправного субъекта международных отношений за последние годы Украина превратилась в управляемую извне территорию и инструмент для достижения чужих геополитических целей.

Получение независимости у большинства населения страны ассоциировалось с резким повышением благосостояния и качества жизни в результате успешного экономического развития, однако реальность оказалась другой. 

За исключением 5-летнего (1999-2004гг) периода стабильного роста экономика Украины развивалась отстающими от мирового уровня темпами. Эксперты выделяют две основные причины этого явления: неэффективное использование (точнее – разграбление) внутренних ресурсов и полученного от СССР наследства, а также некомпетентное государственное управление, хотя первое, очевидно, является производным от второго.

 Несмотря на многократно повторяющийся негативный опыт «демократического» выбора лидеров государства, народ Украины все еще не теряет оптимизм и  (по результатам исследований фонда Виктора Пинчука) продолжает верить в счастливое будущее, которое наступит само по себе пока он (украинский народ) подпитывает экономику Польши (Германии, Чехии, Италии и т.д.) своим гастарбайтерским трудом…

Приход к власти и беспрецедентная концентрация «рычагов управления» в руках «команды Зеленского» позволяют констатировать, что условный «Запад» завершает перехват управления территорией под названием «Украина». И, если все будет идти так, как и идет, то лет через десять-пятнадцать Украина превратится в обычную восточноевропейскую страну, из которой миллионы людей уедут на заработки – кто в Россию, кто в Европу, а оставшиеся будут иметь уровень жизни чуть ниже, чем сейчас в Болгарии.

При этом остатки промышленности, а также аграрный бизнес будут контролироваться западноевропейскими, китайскими и ближневосточными компаниями. Значительная часть  нынешних олигархов будет вынуждена либо покинуть страну, либо сядет в тюрьму. Сохранившиеся на плаву потеряют влияние и отойдут на вторые роли в политике и бизнесе.

Альтернатива такому варианту будущего «украинского проекта», несомненно, существует, но только при условии, что у украинской «элиты» и народа хватит мужества и ума пойти по пути национального примирения, отказавшись быть орудием в руках внешних сил.

Именно это и есть главный вопрос, от которого зависит будущее нашей страны.

Назначение «политики» 

Наиболее адекватное определение термина «Политика» как функции:

«Социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика)».

А в качестве бизнес-процесса:

Политика – это «совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата», т.е. инструмент сознательного саморегулирования общества.

Аристотель, например, считал политику «социальной этикой», цель которой – не «благо одиночки», а «благо народа и государства». 

Любое общество – это система управления, создаваемая его членами для достижения совместной деятельностью общих для них целей. Общая цель – это единственная полноценная основа добровольного объединения.

Для достижения «Общей цели» народ учреждает «Государство» путем принятия Конституции.

Т.е. Конституция – это общественный договор между населением и государством, описывающий порядок взаимоотношений сторон в процессе достижения «Общей цели».

Украинская реальность

Почти 30-летний опыт совместной деятельности Народа и Государства в рамках действующей Конституции свидетельствует о наличии системной проблемы – Украина до сих пор не имеет Общей для всего Народа Стратегической Цели и, соответственно, Государственные институты и управленческие механизмы лишь имитируют процесс движения к этой цели.

Причиной этого факта, на мой взгляд, является подмена цели механизмом ее достижения при «закладке» государственного фундамента Украины.

Задекларированное в Конституции намерение: «…розвивати і зміцнювати демократичну, соціальну, правову державу…», – должно в итоге обеспечить: «Утвердження і забезпечення прав і свобод людини…», – которое, в свою очередь,: «… є головним обов’язком держави»!

Напрашивается вопрос: «Утвердження і забезпечення прав і свобод людини…», – это и есть «Главная Общая Цель Народа Украины»?

Ведь по смыслу и по сути – это всего лишь один из параметров, используемых обществом для получения ожидаемого результата. Других намеков по поводу «Общей цели» в нашей Конституции найти не удалось…

Такая формулировка цели развития Украины, очевидно, была продиктована идеологическими нормативами либеральной демократии, которые (на тот момент) воспринимались как единственно верный путь к успеху, но сейчас есть весьма серьезные сомнения в их целесообразности для  народов, отставших в своем развитии от лидеров «западного мира».

В случае потребности можно, конечно, найти достаточно веские обоснования для вывода о том, что пришло время предложить народу Украины более рациональную и предметную «Общую цель» и только после ее всенародного одобрения приступать к политической борьбе за право наиболее эффективно управлять процессом достижения такой цели.

Этой целью может быть, например, «высокое качество жизни», или «устойчивое развитие» или еще какой-нибудь параметр всенародного благополучия…

Но пока этой цели нет…

Новая, более адекватная современным потребностям, «Общая цель» должна родиться и созреть в результате «мудрых рассуждений» в умах т.н. «элиты», а политические партии должны предложить соответствующие правила управления государственными механизмами для успешного достижения объединяющей все население Украины «Общей цели».

К сожалению, на данном этапе ни украинская «элита», ни политические институты не соответствуют  уровню формирования понятия «Общая цель» и управления процессом ее достижения.

 Еще раз о ситуации в Украине.

Современная проблема внутренней конфронтации лежит не только в идеологической и культурно-исторической плоскости. Кроме экономических трудно даже просто назвать, что может способствовать объединению различных групп и частей украинского населения. Поэтому крайне важно переключить сознание и интерес основной части населения на достижение «Обшей цели», не отягощенной негативным опытом любого происхождения.

Возможно, это и сможет стать адекватным способом устранения внутренних противоречий и переключения усилий с процесса борьбы «против» на процесс борьбы «за».

Факты.

73% – это не «За» Зеленского, а «Против» Порошенко

Ожидания, что команда «Зе» исправит «ошибки» предыдущего периода, пока еще есть, однако в реальности ситуация все чаще и все больше похожа на вариант «Зеленский» = «Lite option-Порошенко».

Инерция надежды «на лучшее» может еще некоторое время сохраняться в сознании электората, но вопросы о результатах начнут появляться совсем скоро, и обещания счастливого будущего уже не будут срабатывать на поддержку имиджа «Слуг народа». В ожидании скорого начала этого процесса политические конкуренты «Зе-команды», несомненно, уже строят свои планы.

Шпагат, в котором оказался Зеленский, не позволяет ему пойти на ожидаемые большинством народа мирные компромиссы по Крыму и Донбассу, т.к. настроенные на реванш национал-радикалы под способны не только на «стихийные» протесты, но и на четко спланированную масштабную дестабилизацию обстановки во всей стране. 

Отсидеться в надежде, что все «рассосется» само собой не получится. 

Либо Зеленский уничтожит (морально или физически) своих оппонентов, либо он вместе с ними окончательно уничтожит возможность построения успешного будущего Украины.

Эволюционный вариант 

Надежда удержать контроль над ситуацией без силового противодействия «радикалам» очень призрачная. Возможно, поэтому и оставлена у власти «белая ворона» – Аваков.

Было бы мудро и логично с самого начала прихода к власти на самом высоком государственном уровне отказаться от националистической идеологии и объявить о новом этапе государственного строительства на почве национального примирения и прагматичного экономического развития в интересах всего народа Украины. Но, похоже, что интересы и инструкции «кукловодов» такого варианта не предусматривали…  

В любом случае, стихийный поиск новых для Украины вариантов развития уже начат и наиболее приемлемая для этого политическая идея может оказаться новым ориентиром на внеочередных выборах, которые обязательно случаются после каждого этапа внутренней нестабильности.

Теоретические правила анализа и оценки политических «сценариев и актеров» – «ликбез» для избирателей

Если предложенные ниже «постулаты» правильно и доходчиво предложить Народу в качестве критериев анализа перед принятием политических решений, и они будут приняты к исполнению, то уровень национальной демократии вырастет, как минимум, на порядок.

  • Общие универсальные (интегральные) ценности – свобода и справедливость – обеспечивают развитие двух связанных процессов, идущих к одной цели.
  • В либерально ориентированных правовых системах имеется дисбаланс в пользу прав, а в ориентированных на социалистическую идеологию имеется дисбаланс в пользу обременений. 
  • Оптимальный баланс Свободы и Справедливости – это единственный путь или вариант успешного устойчивого развития.
  • Власть общества имеет статус подрядчика – занимается достижением имеющихся у граждан общих целей. По сути, власть только оператор, который управляет организацией, а не гражданами. Поэтому власть и не начальник, и не слуга народа. 
  • Изменение (установление) порядков среды (общества) чужими субъектами или в пользу чужих для нее субъектов ведет к угнетению ее собственных субъектов и в итоге к их уничтожению. 
  • Пример успешного развития – это не догма, а всего лишь ориентир – как для индивида, так и для страны или объединения стран. 
  • По мере совершенствования процесса достижения общих целей деятельность людей становится все более эффективной, а их существование все более комфортным.

Принципы «правильной» политики

Любые действия прямо или косвенно ведущие к потере возможностей эффективного использования национальных ресурсов для достижения общей цели должны трактоваться в правовой системе как преступление, несовместимое с управленческой деятельностью на государственном уровне.

Национальная информационная политика должна исключать возможность появления в эфире  любых публичных СМИ клеветы, лжи, манипулирования общественным мнением, тенденциозности, информационного зомбирования, психологической агрессии и т.п.

Деятельность и поведение участников социальных сетей должно соответствовать определенным правилам в процессах предоставления, использования и передачи (тиражирования) информации (как важный аспект национальной безопасности).

Для обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу принципы и параметры внешней политики должны соответствовать жизненным интересам народа Украины. Как вариант  внешней политики – ориентация на внеблоковый нейтральный статус.

Принципы и способы разрешения внутренних и внешних конфликтов должны опираться на коллективное народное мнение – опрос или референдум.

Соревнование участников политической борьбы должно вестись по принципам «технологии цели» вместо ориентации на «технологию врага».

Первоочередная, постоянно действующая и главная «Реформа» – забота о всестороннем  повышении уровня образования и профессиональной компетентности граждан Украины с одновременной государственной поддержкой процесса создания высокотехнологичных рабочих мест.

Все решения о необходимости осуществлении каких-либо реформ должны приниматься только на основании компетентного (независимого экспертного) анализа уровня их влияния на процесс достижения “Общей цели”

………………………………………………………………………………………………………

Редакційна аналітика